Некоммерческий проект

Личное мнение о маркетинге, PR, инструментах интернет-продвижения и развития бизнеса

Обзоры, заметки, статьи, посты, схемы, видео, инфографика
  • Facebook Social Icon
  • Vkontakte Social Иконка
  • Одноклассники Social Иконка
  • Twitter Social Icon
  • Google+ Social Icon
  • Blogger Социальные Иконка
  • YouTube Social  Icon
  • Pinterest Social Icon
IMG_4095_.jpg
Анастасия Тихомирова, к.ф.н., практикующий специалист, в маркетинге и PR с 2007 года
  • Анастасия Тихомирова ©

Регулирование. Федеральные законы о рекламе, конкуренции и о СМИ

Пост обновлен 6 нояб. 2018 г.


Зачем нужно согласовывать рекламу? Полезные выдержки из ФЗ о защите конкуренции, о рекламе и о средствах массовой информации.

Содержание

  • Федеральный закон "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ

  • Федеральный закон "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ

  • Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации"

  • Слово "лучший"

  • Несколько слов об авторском праве

Во многих компаниях сложилась практика согласовывать с юридическим отделом все исходящие платные сообщения, будь то рекламный макет, «редакционная» статья и текстовый блок контекстной рекламы. Иными словами, если коммуникация требует денег — нужно ее одобрить у юриста.


Причина столь строгих требований в том, что недостаточно опытные менеджеры могут из лучших побуждений допустить ошибку и нарушить законодательство.


PRMAR-TAB. Блог маркетолога. Законодательство для маркетолога

Федеральный закон "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ


Перед запуском рекламной кампании маркетологу, менеджеру по PR, рекламе нужно освежить в памяти главу 2.1. о недобросовестной конкуренции. Как бы банально это не прозвучало, но нельзя дискредитировать конкурентов, допускать некорректные сравнения, использовать в рекламе информацию, которая представляет коммерческую или иную охраняемую законом тайну.

В законе прописан запрет на недобросовестную конкуренцию путем введения в заблуждение относительно качества и потребительских свойств товара, его количества и наличия на рынке (подробнее см. статью 14, пункт 2). К примеру, если вы пишете текст для статейного продвижения, в нем нельзя необъективно оценивать конкретный конкурирующий товар.

Вы можете аккуратно сказать что-то про класс товаров, но не про конкретного производителя. Описывать конкурента так, что на виду остается один негатив, даже если этот негатив известен специалистам отрасли, нельзя.

Если это ваша реклама — говорите о себе и старайтесь быть объективны. Честностью и объективностью можно заинтересовать.

Закон также запрещает «копирование или имитацию внешнего вида товара, вводимого в гражданский оборот хозяйствующим субъектом-конкурентом, упаковки такого товара, его этикетки, наименования, цветовой гаммы, фирменного стиля в целом (в совокупности фирменной одежды, оформления торгового зала, витрины) или иных элементов, индивидуализирующих хозяйствующего субъекта-конкурента и (или) его товар» (статья 14, пункт 6).



Федеральный закон "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ


Маркетолог должен хорошо знать главы, которые описывают особенности рекламы нужного вида товара. К примеру, если компания рекламирует банковские, страховые или финансовые услуги, реклама эта не должна «содержать гарантии или обещания в будущем эффективности деятельности (доходности вложений), в том числе основанные на реальных показателях в прошлом, если такая эффективность деятельности (доходность вложений) не может быть определена на момент заключения соответствующего договора» (статья 28, пункт 2).


Отдельного внимания заслуживает раздел о правилах размещения рекламы на конкретных носителях. Это разделы о рекламе на теле- и радиопрограммах, о рекламе на транспортных средствах, об установке наружных рекламных конструкций и пр. Обратите внимание, что по закону не допускается прерывать рекламой теле- и радиопередачи продолжительностью менее 15 минут (такие короткие телепередачи также нельзя совмещать с рекламой способом «бегущей строки»).


PRMAR-TAB. Блог маркетолога. Законы, которые нужно прочитать

Кстати, вам часто звонят с предложениями?

Тогда обратите внимание на статью 18: «Распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы».




Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации"


Закон о СМИ касается работы маркетологов и PR-менеджеров.

Выстраивание отношений с корреспондентами, обозревателями, редакторами СМИ - долгий и трудоемкий процесс.

К примеру, не стоит забывать о праве на опровержение: «Гражданин или организация вправе потребовать от редакции опровержения не соответствующих действительности и порочащих их честь и достоинство сведений, которые были распространены в данном средстве массовой информации» (статья 43).

Существует также такое понятие, как злоупотребление правами журналиста: «Не допускается использование установленных настоящим Законом прав журналиста в целях сокрытия или фальсификации общественно значимых сведений, распространения слухов под видом достоверных сообщений, сбора информации в пользу постороннего лица или организации, не являющейся средством массовой информации» (статья 51).




Слово "лучший"


Всегда есть соблазн сообщить в рекламе, что у вас лучший бренд, самый-пресамый, не добавив перед словами в превосходной степени модальность вероятности, как «возможно», или не приводя никаких доказательств.

Да, нельзя говорить "лучший" в рекламе.

Но можно говорить о том, что вы получили номинацию в конкурсе, удостоены приза, вошли в рейтинг, или что вы один из таких, самых-самых.


PRMAR-TAB. Блог маркетолога. Согласование рекламы юристом


Несколько слов об авторском праве


В качестве заключения несколько слов об авторском праве. Ранее действовал одноименный федеральный закон. Сейчас нормы закреплены в Гражданском кодексе РФ. Раздел VII Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации и особенно Глава 70 «Авторское право» и Глава 76 «Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий».

Если ваши авторские права были нарушены - это вопрос из области компетенции юриста.

Маркетолог конечно может позвонить, написать письмо, пожаловаться, используя функционал соцсетей, но схема работы другая. Юрист готовит и отправляет письменную юридическую претензию. Если вторая сторона ее игнорирует, следует обращение в суд.


Специалист юридического отдела проверяет тексты, видео, баннеры, аудио-ролики для радио и другие форматы рекламных сообщений на соответствие закону о рекламе, закону о защите конкуренции, закону и закону о СМИ. Но вопросы, связанные с использованием авторского контента, может проконтролировать только дизайнер или маркетолог.

Следует уважать интеллектуальную собственность и авторское право на тексты и иллюстрации.

Обращайте внимание на значки копирайта и лицензии, на которых выложены графические материалы, в том числе иконки, пиктограммы и бесплатные фотографии.

Часто "бесплатный" контент открыт только для некоммерческого использования. На этом все. Спасибо, что дочитали до конца.



#согласование_рекламы #маркетинг #PR #авторское_право #закон_реклама #закон_СМИ #закон_конкуренция #блог_маркетолога


Просмотров: 94

 Подпишитесь на рассылку и получайте свежие обзоры и заметки каждый месяц: 

Тихомирова А.В. © 2017-2018   Сайт создан на Wix.com

Создатель, редактор сайта PRMAR-TAB (блог маркетолога)

Тихомирова Анастасия

Обо мне. Я окончила филологический факультет МГУ, защитила кандидатскую диссертацию о PR-текстах на испанском языке, обучалась экономике в ИМЭМО РАН.  Работаю в области маркетинга и PR с 2007 года. На разных проектах мне приходилось заниматься Media relations, SERM, SMM, контент-маркетингом с CMS и HTML, организовывать мероприятия, писать PR-тексты как копирайтер, вести профильный журнал в должности главного редактора, делать переводы новостей на английский язык, снимать, монтировать и публиковать видео, обрабатывать фото и графические файлы, делать наглядные схемы, взаимодействовать с подрядчиками в международной корпорации. Мне интересно сформулировать и поделиться мнением о разных инструментах маркетинга, которые применяла я и мои знакомые на разных проектах.